Санкт-Петербург «Ленинград»
Одна из первых групп,
заложивших фундамент русскоязычного рока, была организована осенью 1969 г.
студентом исторического факультета ЛГУ Владимиром Рекшаном. Дебют группы —
после годичного периода репетиций, сочинения песен и бесконечных перестановок
в составе — состоялся в сентябре 1970 г. и сразу же сделал ее знаменитой:
поэтически зрелые тексты, отражавшие мироощущение «бунтующего» поколения
конца шестидесятых, незатейливые, но свежие мелодии, стоявшие на стыке
ритм-энд-блюза и традиционного городского романса, агрессивная, эпатирующая
манера поведения на сцене были еще достаточно редким явлением и выделяли
«СПБ» на фоне массы англоязычных эпигонов «ВеаНез» и т.д.
В течение последующих двух лет
«Санкт-Петербург» неуклонно расширял свою аудиторию, участвовал в популярных
ночных концертах с польскими группами «Тест» и «Скальдове», способствовал
созданию в Ленинграде первого объединения рок-музыкантов—т. н. поп-федерации.
Весной 1972 г. оригинальный
состав «СПБ» — Владимир Лемехов (бас), Сергей Лемехов (Барабаны), Михаил
Марский (клавишные) — распался, и Рекшан, отыграв полгода в сопровождении
музыкантов близкой по духу группы «Славяне», реорганизовал «СПБ» в составе:
Николай Корзинин (барабаны, гитара, вокал), Никита Лызлов (фортепьяно,
барабаны) и Виктор Ковалев (бас). В конце того же года к ним присоединился
17-летний виртуоз, гитарист и скрипач Никита Зайцев. В 1973 г. группа
достигла пика своей формы, однако по ряду причин вскоре распалась.
В начале 1974 г. Корзинин,
Ковалев и Зайцев плюс пианист Сергей Курехин и барабанщик Михаил Кордюков
дебютировали под новым именем «Большой железный колокол» и довольно быстро
стали одной из самых популярных групп города. Рекшан и Лызлов вновь
реорганизовали «СПБ», но ненадолго: к лету 1974 г. группа распалась окончательно.
На протяжении следующего десятилетия бывшие «петербуржцы» несколько раз
предпринимали попытки собраться вместе, занимались реализацией собственных
проектов, в 1982—1983 гг. играли под «прозрачным» псевдонимом «Город», однако
только весной 1987 г. после возвращения в ряды группы Никиты Зайцева
(успевшего поработать в составе «Цветов» и других филармонических команд)
«СПБ» сумел обрести необходимый баланс сил и дал сенсационный камбэк-концерт
на ежегодном Рок-н-ролл-шоу Н. Васина. В последние годы «СПБ» продолжает
эпизодически выступать на различных рок-праздниках, участвовал в V и VI
Фестивалях Рок-клуба, выезжал на гастроли. В 1988 г. ПО «Видеофильм» сделало
полнометражную ленту, посвященную группе.
Помимо своей музыкальной
практики В. Рекшан известен и литературным творчеством: его перу принадлежат
десятки рассказов и повестей, в т. ч. «документальное повествование» «Кайф»,
живо описывающее историю» «СПБ» и его участников. В 1987 г. в Лениздате вышла
его первая книга «Третий закон Ньютона», а в 1990 — «Кайф» (что любопытно, с
иллюстрациями С. Лемехова).
В 1988 г. Корзинин и Зайцев
создали на основе «СПБ» еще один проект — группу «Неприкосновенный запас»
(Юрий Иваненко, Юрий Соколов, Юрий Задорнов, Александр Бровко), с которой
записали альбом для фирмы «Мелодия» и удачно выступили на фестивале журнала
«Аврора». В январе 1990 г. Рекшан с помощью сессионных музыкантов, но под
именем «СПБ» записал звуковую дорожку к фильму «Панцырь».
Фигурирующий среди членов музыкального центра В. Киселева
ансамбль «СПБ-2» (или даже просто «СПБ») никакого отношения к легендарной
ленинградской группе не имеет, как не имеет и права на это название.
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», рок-группа (Ленинград).
Организована осенью 1969.
Ее основатель, в то время студент исторического
факультета Ленинградского университета Владимир Рекшан, заинтересовался
рок-музыкой в середине 60-х годов после поездки в составе спортивной команды
в охваченный студенческими волнениями Париж. Дебютировал он в составе
студенческой группы «КОРАБЛЬ ДУРАКОВ», однако год спустя ушел и собрал
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ». Дебют новой группы состоялся лишь в сентябре 1970, когда в
ее состав помимо Рекшана вошли Михаил Марский (фортепиано) и ритм-секция
братьев Лемеховых: Владимир (р. 17 октября 1946, Ленинград; бас) и Сергей (р.
29 февраля 1949, Ленинград; барабаны); они пришли из популярной в Академии
художеств группы «ПРИЗРАКИ», где аккомпанировали Альберту Асадуллину.
Первые же выступления
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» стали сенсацией. Cильные, поэтически зрелые тексты,
отражавшие мировоззрение бунтующего поколения конца 60-х годов, свежие
мелодии, написанные под влиянием британского ритм-энд-блюза и отечественного
городского фольклора, агрессивная, эпатирующая манера сценического поведения
— все это быстро выдвинуло группу в число лидеров самодеятельной сцены. В
течение двух лет «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» был в числе лидеров подпольного
рок-движения, неуклонно расширяя свою аудиторию: участвовал в популярных
ночных концертах с заезжими польскими группами SKALDOWE и TEST, способствовал
организации в городе Поп-федерации — первого неформального объединения
самодеятельных рок-музыкантов.
Весной 1972 оригинальный состав
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» распался, и Рекшан, отыграв полгода с близкими по духу
«СЛАВЯНАМИ», организовал новую группу в составе: Николай Корзинин (р. 19
декабря 1950, Ленинград; барабаны, гитара, вокал) — лидер «СЛАВЯН»,
исполнявших его песни; Виктор Ковалев (бас) и Никита Лызлов (фортепиано,
барабаны), они пришли из группы «ШЕСТОЕ ЧУВСТВО». В ноябре того же года к
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ» присоединился семнадцатилетний виртуоз, скрипач и гитарист
Никита Зайцев. Репертуар группы в этот период составляли блюзы и рок-н-роллы
Рекшана, а также романтические баллады Корзинина (обычно, на стихи его жены,
Ирины, Лызлова или известного впоследствии поэта Аркадия Драгомощенко). К
середине 1973 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» достиг пика своей формы, однако разность
творческих потенциалов Рекшана и Корзинина, до определенного времени
двигавшая музыкантов вперед, в декабре 1973 привела группу к распаду.
В начале 1974 Корзинин, Ковалев и
Зайцев, пианист Сергей Курехин и барабанщик Михаил «Майкл» Кордюков
дебютировали на подпольном фестивале в Доме культуры имени Орджоникидзе под
названием «БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ», а Рекшан и Лызлов, призвав Лемеховых,
реорганизовали «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», но той же весной группа снова распалась.
Лемеховы позднее оставили сцену и добились профессионального признания как
архитекторы и художники-иллюстраторы; Марский эмигрировал в США.
«БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ» с успехом
выступал на подпольной сцене до лета 1975. В полном составе группа перешла в
Красноярскую филармонию и распалась весной 1977. Ее участники рассеялись по
питерским группам второго эшелона.
На протяжении следующего десятилетия
бывшие участники «САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» время от времени предпринимали попытки
собраться вместе (в 1978—79 они изредка выступали под вывеской «РИСК! 0», а в
1981—82 и 1984—86 играли под псевдонимом «ГОРОД»), но только в начале 1987,
после возвращения Никиты Зайцева (успевшего сменить несколько групп, включая
«ЦВЕТЫ»), «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» смог собраться в классическом составе. 1 апреля
они с триумфом выступили на Дне возрождения рок-н-ролла, который проводил
известный коллекционер-битломан и историк Коля Васин. В последующие годы
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» в различных составах (как правило, Рекшан, Корзинин и
сессионные музыканты) выступал с концертами, гастролировал и записывался, а
также принимал участие в 5-м и 6-м фестивалях рок-клуба. В 1988 объединение
«Видеофильм» отсняло полнометражный телефильм, посвященный судьбе группы. В
том же году Корзинин выпустил свой первый соло-альбом « Камни Санкт-Петербурга», записанный
Андреем Тропилло и Андреем Соколовым при участии ряда известных питерских
музыкантов. Автором большинства текстов был одаренный поэт Андрей Соловьев
(1957—1996).
В 1988 Корзинин и Зайцев возродили идею
«БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА» под названием «НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС»
(Александр Бровко — гитара, Юрий Здоров — клавишные, Юрий Иваненко — бас и
Юрий «Помидор» Соколов — барабаны), записав альбом и удачно выступив на
фестивале журнала «Аврора» (1989). Зайцев с 1987 и до середины 90-х годов был
участником «ДДТ», а позднее продолжал работать с ними как сессионный
музыкант. В январе 1990 Рекшан с группой студийных музыкантов записал
саундтрек к художественному фильму «Панцирь».
В 90-е годы активность
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» снизилась. Корзинин играл с группой «ХРАМ МИРА», которая
включила в свой репертуар несколько его песен. Ковалев стал жертвой склероза,
приковавшего его к постели, Зайцев работал с «ДДТ» и джемовал в клубах, а
Рекшан, который еще в 70-х годах серьезно занялся литературой, окончательно
посвятил себя писательскому труду. Его перу принадлежат: сборник рассказов
«Третий закон Ньютона» (1987), документальное повествование «Кайф» (1988), в
котором живо и увлекательно описаны два десятилетия истории
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» (в 1990 вышло расширенное издание книги под названием
«Кайф полный» с иллюстрациями Сергея Лемехова), романы и повести «Время
тяжелой реки», «Смерть в до мажоре» (1994), «Ересь» (1995), «Третья мировая
война» (1996).
Весной 1993 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» в
составе: Рекшан, Корзинин, Сергей Степанов (соло-гитара), Василий Соколов
(бас) и Сергей Рудишевский (клавишные), записал « Коллекционный альбом '69-'94» (1994), в который вошли
как старые хиты группы, так и несколько новых номеров. В 1996-1997 старые и
новые участники «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» собрались, чтобы в студийных условиях
восстановить весь материал группы, составивший пять альбомов, которые в
настоящий момент ждут своего издателя.
Андрей Бурлака
Дискография:
В.Р.и СПб — Live (1988)
Вл.Рекшан и Санкт-Петербург (1993)
Коллекционный альбом '69-'94 (UEP,
1994)
Звуки Северной столицы (Moroz Records,
1995)
Лирика капитализма (1997)
Классика (1997)
Музыка красных хиппи (1997)
|