<<< обратно

 

 

Санкт-Петербург «Ленинград»

 

Одна из первых групп, заложивших фундамент русскоязычного рока, была организована осенью 1969 г. студентом исторического факультета ЛГУ Владимиром Рекшаном. Дебют группы — после годичного периода репетиций, сочинения песен и бесконечных перестановок в составе — состоялся в сентябре 1970 г. и сразу же сделал ее знаменитой: поэтически зрелые тексты, отражавшие мироощущение «бунтующего» поколения конца шестидесятых, незатейливые, но свежие мелодии, стоявшие на стыке ритм-энд-блюза и традиционного городского романса, агрессивная, эпатирующая манера поведения на сцене были еще достаточно редким явлением и выделяли «СПБ» на фоне массы англоязычных эпигонов «ВеаНез» и т.д.

В течение последующих двух лет «Санкт-Петербург» неуклонно расширял свою аудиторию, участвовал в популярных ночных концертах с польскими группами «Тест» и «Скальдове», способствовал созданию в Ленинграде первого объединения рок-музыкантов—т. н. поп-федерации.

Весной 1972 г. оригинальный состав «СПБ» — Владимир Лемехов (бас), Сергей Лемехов (Барабаны), Михаил Марский (клавишные) — распался, и Рекшан, отыграв полгода в сопровождении музыкантов близкой по духу группы «Славяне», реорганизовал «СПБ» в составе: Николай Корзинин (барабаны, гитара, вокал), Никита Лызлов (фортепьяно, барабаны) и Виктор Ковалев (бас). В конце того же года к ним присоединился 17-летний виртуоз, гитарист и скрипач Никита Зайцев. В 1973 г. группа достигла пика своей формы, однако по ряду причин вскоре распалась.

В начале 1974 г. Корзинин, Ковалев и Зайцев плюс пианист Сергей Курехин и барабанщик Михаил Кордюков дебютировали под новым именем «Большой железный колокол» и довольно быстро стали одной из самых популярных групп города. Рекшан и Лызлов вновь реорганизовали «СПБ», но ненадолго: к лету 1974 г. группа распалась окончательно. На протяжении следующего десятилетия бывшие «петербуржцы» несколько раз предпринимали попытки собраться вместе, занимались реализацией собственных проектов, в 1982—1983 гг. играли под «прозрачным» псевдонимом «Город», однако только весной 1987 г. после возвращения в ряды группы Никиты Зайцева (успевшего поработать в составе «Цветов» и других филармонических команд) «СПБ» сумел обрести необходимый баланс сил и дал сенсационный камбэк-концерт на ежегодном Рок-н-ролл-шоу Н. Васина. В последние годы «СПБ» продолжает эпизодически выступать на различных рок-праздниках, участвовал в V и VI Фестивалях Рок-клуба, выезжал на гастроли. В 1988 г. ПО «Видеофильм» сделало полнометражную ленту, посвященную группе.

Помимо своей музыкальной практики В. Рекшан известен и литературным творчеством: его перу принадлежат десятки рассказов и повестей, в т. ч. «документальное повествование» «Кайф», живо описывающее историю» «СПБ» и его участников. В 1987 г. в Лениздате вышла его первая книга «Третий закон Ньютона», а в 1990 — «Кайф» (что любопытно, с иллюстрациями С. Лемехова).

В 1988 г. Корзинин и Зайцев создали на основе «СПБ» еще один проект — группу «Неприкосновенный запас» (Юрий Иваненко, Юрий Соколов, Юрий Задорнов, Александр Бровко), с которой записали альбом для фирмы «Мелодия» и удачно выступили на фестивале журнала «Аврора». В январе 1990 г. Рекшан с помощью сессионных музыкантов, но под именем «СПБ» записал звуковую дорожку к фильму «Панцырь».

Фигурирующий среди членов музыкального центра В. Киселева ансамбль «СПБ-2» (или даже просто «СПБ») никакого отношения к легендарной ленинградской группе не имеет, как не имеет и права на это название.

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», рок-группа (Ленинград). Организована осенью 1969.

Ее основатель, в то время студент исторического факультета Ленинградского университета Владимир Рекшан, заинтересовался рок-музыкой в середине 60-х годов после поездки в составе спортивной команды в охваченный студенческими волнениями Париж. Дебютировал он в составе студенческой группы «КОРАБЛЬ ДУРАКОВ», однако год спустя ушел и собрал «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ». Дебют новой группы состоялся лишь в сентябре 1970, когда в ее состав помимо Рекшана вошли Михаил Марский (фортепиано) и ритм-секция братьев Лемеховых: Владимир (р. 17 октября 1946, Ленинград; бас) и Сергей (р. 29 февраля 1949, Ленинград; барабаны); они пришли из популярной в Академии художеств группы «ПРИЗРАКИ», где аккомпанировали Альберту Асадуллину.
Первые же выступления «САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» стали сенсацией. Cильные, поэтически зрелые тексты, отражавшие мировоззрение бунтующего поколения конца 60-х годов, свежие мелодии, написанные под влиянием британского ритм-энд-блюза и отечественного городского фольклора, агрессивная, эпатирующая манера сценического поведения — все это быстро выдвинуло группу в число лидеров самодеятельной сцены. В течение двух лет «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» был в числе лидеров подпольного рок-движения, неуклонно расширяя свою аудиторию: участвовал в популярных ночных концертах с заезжими польскими группами SKALDOWE и TEST, способствовал организации в городе Поп-федерации — первого неформального объединения самодеятельных рок-музыкантов.
Весной 1972 оригинальный состав «САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» распался, и Рекшан, отыграв полгода с близкими по духу «СЛАВЯНАМИ», организовал новую группу в составе: Николай Корзинин (р. 19 декабря 1950, Ленинград; барабаны, гитара, вокал) — лидер «СЛАВЯН», исполнявших его песни; Виктор Ковалев (бас) и Никита Лызлов (фортепиано, барабаны), они пришли из группы «ШЕСТОЕ ЧУВСТВО». В ноябре того же года к «САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ» присоединился семнадцатилетний виртуоз, скрипач и гитарист Никита Зайцев. Репертуар группы в этот период составляли блюзы и рок-н-роллы Рекшана, а также романтические баллады Корзинина (обычно, на стихи его жены, Ирины, Лызлова или известного впоследствии поэта Аркадия Драгомощенко). К середине 1973 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» достиг пика своей формы, однако разность творческих потенциалов Рекшана и Корзинина, до определенного времени двигавшая музыкантов вперед, в декабре 1973 привела группу к распаду.
В начале 1974 Корзинин, Ковалев и Зайцев, пианист Сергей Курехин и барабанщик Михаил «Майкл» Кордюков дебютировали на подпольном фестивале в Доме культуры имени Орджоникидзе под названием «БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ», а Рекшан и Лызлов, призвав Лемеховых, реорганизовали «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», но той же весной группа снова распалась. Лемеховы позднее оставили сцену и добились профессионального признания как архитекторы и художники-иллюстраторы; Марский эмигрировал в США.
«БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ» с успехом выступал на подпольной сцене до лета 1975. В полном составе группа перешла в Красноярскую филармонию и распалась весной 1977. Ее участники рассеялись по питерским группам второго эшелона.
На протяжении следующего десятилетия бывшие участники «САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» время от времени предпринимали попытки собраться вместе (в 1978—79 они изредка выступали под вывеской «РИСК! 0», а в 1981—82 и 1984—86 играли под псевдонимом «ГОРОД»), но только в начале 1987, после возвращения Никиты Зайцева (успевшего сменить несколько групп, включая «ЦВЕТЫ»), «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» смог собраться в классическом составе. 1 апреля они с триумфом выступили на Дне возрождения рок-н-ролла, который проводил известный коллекционер-битломан и историк Коля Васин. В последующие годы «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» в различных составах (как правило, Рекшан, Корзинин и сессионные музыканты) выступал с концертами, гастролировал и записывался, а также принимал участие в 5-м и 6-м фестивалях рок-клуба. В 1988 объединение «Видеофильм» отсняло полнометражный телефильм, посвященный судьбе группы. В том же году Корзинин выпустил свой первый соло-альбом «  Камни Санкт-Петербурга», записанный Андреем Тропилло и Андреем Соколовым при участии ряда известных питерских музыкантов. Автором большинства текстов был одаренный поэт Андрей Соловьев (1957—1996).
В 1988 Корзинин и Зайцев возродили идею «БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА» под названием «НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС» (Александр Бровко — гитара, Юрий Здоров — клавишные, Юрий Иваненко — бас и Юрий «Помидор» Соколов — барабаны), записав альбом и удачно выступив на фестивале журнала «Аврора» (1989). Зайцев с 1987 и до середины 90-х годов был участником «ДДТ», а позднее продолжал работать с ними как сессионный музыкант. В январе 1990 Рекшан с группой студийных музыкантов записал саундтрек к художественному фильму «Панцирь».
В 90-е годы активность «САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» снизилась. Корзинин играл с группой «ХРАМ МИРА», которая включила в свой репертуар несколько его песен. Ковалев стал жертвой склероза, приковавшего его к постели, Зайцев работал с «ДДТ» и джемовал в клубах, а Рекшан, который еще в 70-х годах серьезно занялся литературой, окончательно посвятил себя писательскому труду. Его перу принадлежат: сборник рассказов «Третий закон Ньютона» (1987), документальное повествование «Кайф» (1988), в котором живо и увлекательно описаны два десятилетия истории «САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» (в 1990 вышло расширенное издание книги под названием «Кайф полный» с иллюстрациями Сергея Лемехова), романы и повести «Время тяжелой реки», «Смерть в до мажоре» (1994), «Ересь» (1995), «Третья мировая война» (1996).
Весной 1993 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» в составе: Рекшан, Корзинин, Сергей Степанов (соло-гитара), Василий Соколов (бас) и Сергей Рудишевский (клавишные), записал «  Коллекционный альбом '69-'94» (1994), в который вошли как старые хиты группы, так и несколько новых номеров. В 1996-1997 старые и новые участники «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» собрались, чтобы в студийных условиях восстановить весь материал группы, составивший пять альбомов, которые в настоящий момент ждут своего издателя.

Андрей Бурлака

Дискография:

В.Р.и СПб — Live (1988)
Вл.Рекшан и Санкт-Петербург (1993)
Коллекционный альбом '69-'94 (UEP, 1994)
Звуки Северной столицы (Moroz Records, 1995)
Лирика капитализма (1997)
Классика (1997)
Музыка красных хиппи (1997)

 

 

 

Hosted by uCoz